МУЗЫКА

Реферат на тему: "Альт"

 

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент чуть больше скрипки. (Энциклопедический словарь, 1995 г.)
Есть такой анекдот. Идет по пустыне дирижер и вдруг видит: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер испугался. А потом думает: "Ну нет, такого быть не может. Слава Богу, это просто мираж".

Еще каких-то 30 лет назад альтист для любого скрипача был чем-то вроде недочеловека. Примерно так смотрит владелец шикарной иномарки на водителя "Запорожца". Альтистов, что называется по убеждению, можно было пересчитать по пальцам. В основном, на альте играли те музыканты, которые не дотягивали до скрипача, проще говоря, были менее способными или более ленивыми. Поскольку сольных произведений для альта композиторы практически не писали, занятия на этом незаслуженно обиженном Богом инструменте отнимали у учеников гораздо меньше времени, чем занятия на скрипке.

К счастью для музыки и благодаря Юрию Башмету, альт, наконец, занял достойное место в ряду прочих музыкальных инструментов. Сейчас забвение, в котором долгое время пребывал этот великолепный по тембру (звучанию) инструмент, кажется по меньшей мере странным - его технические возможности не уступают "задравшей нос" скрипке, сам Башмет считает, что кое в чем и превосходят: "Он (альт) никогда не режет ухо, как иногда скрипка".

Возможно, благодаря своим львовским корням Юрий Башмет охотно принимает приглашения украинских антрепренеров, несмотря на крайне насыщенный график (расписанный до 2003 года). В этот приезд в Киев лучший альтист мира дал два концерта с камерным оркестром "Солисты Москвы", выступив в качестве дирижера и, естественно, солиста. Программа концерта в Национальной опере состояла из произведений Моцарта и Чайковского. Вес происходящему, кроме самих музыкантов и высочайшего уровня исполнения, придавали многочисленные "братья" среди публики. Они щедро одаривали маэстро аплодисментами после каждой части произведения. Видимо, привыкший ко всему Башмет отнесся к этому нарушению музыкальной этики терпимо и с пониманием.

Детские годы Башмет провел во Львове. Будущий великий альтист носил длинные патлы, любил до самозабвения "Битлз" (родился Юра в 1953 году), матом ругался, как никто, гонял на велосипеде, сидя задом наперед, а после просмотра фильма "Великолепная семерка" накупил перочинных ножей и кидал их во все деревья без разбора, как ковбои в фильме. За эти и другие шалости в комсомол пионера Башмета приняли в классе последним.

Альт - инструмент чуть больше скрипки и звучащий гораздо ниже, чем скрипка. Альтистов всегда считали неудавшимися скрипачами. Раньше альт считался второстепенным инструментом. Мама отдала Юру в музыкальную школу в 8 лет и с большим трудом - традиционно считается, что в таком возрасте учиться игре на скрипке уже поздно, начинают с шести. Впоследствии именно благодаря Башмету альт стали считать самодостаточным инструментом и даже писать произведения специально для него.

После нескольких лет учебы Юре пришлось выбирать между альтом и скрипкой, и Башмет выбрал альт. Правда, не из-за большой любви к альту. А из-за большой любви к... гитаре.

Дело в том, что в то время Юре не давала покоя слава "Битлов", и он организовал собственную рок-группу, с которой выступал на школьных вечеринках. Родители уговорили Юру не бросать музыкальную школу, и поскольку альтом заниматься нужно было гораздо меньше, чем скрипкой, Юра выбрал альт. Чтобы больше времени оставалось на гитару.

В 10-м классе Башмет "испортил" детский музыкальный республиканский конкурс. Приехал соперничать с альтистами, а победил среди... скрипачей. Неслыханное дело! И жюри, чтобы не опозориться, не присудило премию никому. Вручили всем подарки и дипломы. А фокус заключался в том, что на этом конкурсе Башмет был единственным альтистом, и соревноваться он мог только со скрипачами. И Юра без труда их всех переиграл. После этого случая Башмет никогда больше не изменял альту.

Башмет утверждает, что его альт - живой. Дело в том, что иногда для стройности программы Башмет играет и на скрипке. И на концерты ездит с двойным футляром, в котором скрипка и альт лежат валетом, вместе. Так вот - отыграл, допустим, Башмет на скрипке, кладет ее в футляр, затем достает альт - а альт не звучит!.. Башмет уверен, что альт его просто ревнует к скрипке.

Альт - струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки): до-соль-ре-ля.По сравнению со скрипкой альт - инструмент менее подвижный. Тембр его - глуховатый, тусклый, но мягкий и выразительный. Партия альта записывается в альтовом ключе. Альт с давних пор использовался в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии. Интерес к самобытным выразительным возможностям альта как сольного инструмента возник в середине XIX века, в период расцвета романтизма. Ярким примером может служить симфония Г. Берлиоза «Гарольд в Италии», где альту поручена развернутая сольная партия .Следует учесть, что альтом называют также медный духовой инструмент альтгорн, применяемый в духовых оркестрах и ансамблях .Кроме этих 2-х инструментов, термин «альт» издавна применяется по отношению к певческим голосам. Альт - низкий женский голос (иначе называется контральто), а также низкий детский голос. В хорах и вокальных ансамблях «альтами» именуют партии низких женских голосов.

Английский рожок - деревянный духовой инструмент типа гобоя. Возник в 1-й половине XVIII века из охотничьего гобоя, имевшего форму рожка. Название «английского» рожок получил случайно: французское слово anglais - английский - звучит одинаково с angle, что означает «согнутый углом»; характерный внешний признак этого инструмента - изогнутая под углом металлическая втулка для трости. По размерам английский рожок несколько больше гобоя. Корпус инструмента, снабженный системой клапанов, завершается грушевидным раструбом. Тембр английского рожка - несколько пряный, меланхоличный, по определению Н. Римского-Корсакова, «лениво-мечтательный». Многие композиторы использовали этот инструмент для передачи в музыке «восточного» колорита (симфоническая картина А. Бородина «В Средней Азии», пляска персидок в опере М. Мусоргского «Хованщина», восточные танцы в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и др.). Диапазон английского рожка: си малой октавы - фа 3-й октавы. Партия его нотируется в скрипичном ключе и звучит на квинту ниже написанного. Некоторые композиторы (например, Р. Вагнер) предпочитали называть английский рожок альтовым гобоем: под таким названием он иногда фигурирует в музыкальных словарях.

 

Антонио Страдивари. 1715 года, ремона, инв. № 15.

Принадлежал Р.В.Живаго.

В Госколлекцию поступил в 1919 г.

Основные размеры:

длина корпуса - 410

ширина верхней части - 183,5

ширина нижней части - 203,8

наименьшая ширина - 129

мензура - 220

шейка - 148

головка - 127

завиток - 49,5.

Материалы: нижняя дека — из двух частей клена, обечайка — из пяти частей клена, верхняя дека — из двух частей ели. Лак коричневато-оранжеватого оттенка. Шейка изготовлена позже.

Альт

 

Струнный музыкальный инструмент, принадлежащий к скрипичному семейству; имеет четыре струны, настроенные на квинту ниже обычной скрипки. Изготовляемый чуть меньшего размера, чем того требуют акустические параметры, чтобы соответствовать средней длине руки исполнителя, альт обладает менее блестящим, скорее матовым характером звучания по сравнению со скрипкой. На протяжении 17 и 18 вв. альт в симфоническом оркестре редко выполнял более значительную функцию, нежели гармоническое заполнение; только в 19 в., когда в моду вошел инструментальный колорит, альт начал рассматриваться как инструмент, обладающий собственной индивидуальностью.

Альт

 

P.Lorencio A101/106

Описание:

Верхняя дека - ель;

Нижняя дека, обечайки - клен;

Гриф - клен;

Фурнитура - черное дерево;

Покрытие - высокий блеск или матовое;

Размер - 16,5"(A101), 16,0"(A102), 15,5"(103), 14"(A104), 15"(A105), 13"(A106), со смычком, в кейсе.

альт Student P.Lorencio A101/106

P.Lorencio AA 401

Описание:

Трость - фернамбук

Рукоятка - восьмиугольная

Колодка инкрустирована перламутром

Белый конский волос

Размер - 16,5"

Отделка - немецкое серебро.

смычок для альта Master P.Lorencio AA 401

Сегодня ??, ??
Авторские права, разработка, веб-дизайн Разработка и вебдизайн 2009

Rambler's Top100

Рейтинг simpletop.net

Народ.ру

Счетчики Вулкана. Показано: "Всего визитов", "Всего визитов Сегодня", "Всего визитов с Камчатки Сегодня"

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz