РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ |
---|
Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"
Продолжение доклада... стр. 03
Приговорки
Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят - коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:Бабочка, бабочка,Сядь на лавочку,Дам булавочку.Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить её грешно. Ребёнок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:Божья коровка,Улети на небо,Там твои деткиКушают конфетки,Всем по одной,А тебе ни одной!Возьмёт ребёнок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребёнок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребёнок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась вода в уши, прыгают на одной ноге и приговаривают:«Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду!».Детям поручали охранять цыплят и утят, гусят. Чуть зазевайся - коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:Коршун, коршун, колесом,Твои дети за лесомВ огне горят, тебя зовут.Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании. Поёт малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз...»Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.
Частушки
О происхождении частушек. Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи - ещё в 17-18 веках.Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе ("Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить..."), в частушке - желание поспорить с обстоятельствами ("Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь...").Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - её художественная форма. Конечно, частушки широко используют приёмы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчёнка боевая...", "Я по бережку ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот приём называется психологическим:Закатилось красно солнышко,Не стало меня греть,Оженился мой милёночек,Не стал меня жалеть.Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:Одна гора высокая,А другая низка;Одна мила далёкая,А другая близка!- В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека.Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:Мой милёнок на войнеУправляет ротою,А я тоже не гуляю,На быке работаю.И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:Неужели пуля-дура,Ягодиночку убьёт?Пуля влево, пуля вправо,Пуля, сделай поворот!В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было:"Без лучины, без огня зажег сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина, без огня..."Постоянно создаются новые частушки:Как у наших у ребятГолова из трёх частей:Карбюратор, вентиляторИ коробка скоростей.Поют частушки и школьники:Говорят, я ученица,Ученица - не позор!Ученицу крепче любятЗа весёлый разговор.Ещё один вид, родственный частушке, - двустрочные страдания (на Руси "страдать" означает ещё "любить"). Распространены они преимущественно на Волге:Маменька, купи чаю,А не купишь, осерчаю.Или:Маменька, купи кофту,А не купишь, я утопну.А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму - весёлый задиристый стишок.
назад - 01, 02, 03 |
---|
|
Сегодня ??, ??Авторские права, разработка, веб-дизайн 2009 | ||||||||
|
|