РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

Доклад на тему: "Разные жанры народного творчества"

 

Продолжение доклада... стр. 03

 

Приговорки

 

Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят - коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки),дети ищут средства общения с ними.Этой цели служат приговорки.Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.

Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:

Бабочка, бабочка,

Сядь на лавочку,

Дам булавочку.

Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить её грешно. Ребёнок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Возьмёт ребёнок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребёнок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребёнок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась вода в уши, прыгают на одной ноге и приговаривают:

«Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду!».

Детям поручали охранять цыплят и утят, гусят. Чуть зазевайся - коршун унесёт цыплёнка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:

Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за лесом

В огне горят, тебя зовут.

Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражании. Поёт малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз...»

Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.

 

Частушки

 

О происхождении частушек. Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи - ещё в 17-18 веках.Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе ("Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить..."), в частушке - желание поспорить с обстоятельствами ("Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь...").

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - её художественная форма. Конечно, частушки широко используют приёмы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчёнка боевая...", "Я по бережку ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот приём называется психологическим:

Закатилось красно солнышко,

Не стало меня греть,

Оженился мой милёночек,

Не стал меня жалеть.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:

Одна гора высокая,

А другая низка;

Одна мила далёкая,

А другая близка!

- В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека.

Частушки времён Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне

Управляет ротою,

А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:

Неужели пуля-дура,

Ягодиночку убьёт?

Пуля влево, пуля вправо,

Пуля, сделай поворот!

В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было:"Без лучины, без огня зажег сердечко у меня",сегодня поют:"Без бензина, без огня..."

Постоянно создаются новые частушки:

Как у наших у ребят

Голова из трёх частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,

Ученица - не позор!

Ученицу крепче любят

За весёлый разговор.

Ещё один вид, родственный частушке, - двустрочные страдания (на Руси "страдать" означает ещё "любить"). Распространены они преимущественно на Волге:

Маменька, купи чаю,

А не купишь, осерчаю.

Или:

Маменька, купи кофту,

А не купишь, я утопну.

А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму - весёлый задиристый стишок.

 

назад - 01, 02, 03

Сегодня ??, ??
Авторские права, разработка, веб-дизайн Разработка и вебдизайн 2009

Rambler's Top100

Рейтинг simpletop.net

Народ.ру

Счетчики Вулкана. Показано: "Всего визитов", "Всего визитов Сегодня", "Всего визитов с Камчатки Сегодня"

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz